17.09.2012 at 11:00 дп

Открытие ученых: генетика влияет на возникновение и лечение болезней десен

Наследственность — важный фактор, влияющий на вероятность появления у вас того или иного заболевания. Врачи часто говорят: «Какие родители – такие и дети». Тем не менее, есть одна область медицины, в которой этот фактор ранее вообще не рассматривался, – стоматология. Врачи даже не могли предположить, что разрушительная болезнь десен может передаваться по наследству, от родителей – их детям и внукам. Тяжелые инфекции десен, сопровождающиеся повреждениями костей и зубов, называются периодонтитом. Группа ученых стоматологического университета пытается найти связь между разрушительным процессом и генами, которые преобладают в семье пациента. Например, если у вас был сердечный приступ, один из первых вопросов, который зададут врачи, наверняка будет о вашей семейной истории этого недуга. Теперь людям с тяжелыми заболеваниями десен врачи-стоматологи, такие как Питер Соммен, задают те же вопросы.

«Мои пациенты страдали от различных проблем полости рта, но среди них были двое, которые вынуждены были носить зубные протезы уже в относительно молодом возрасте — в свои сорок и пятьдесят лет», — рассказал Соммен. В то время он занимался проблемами периодонта, и обнаружил, что заболевание у этих двух пациентов было удивительно похожим. Болезнь вызвала повреждения десен, зубов и костей. Семейная история болезни полости рта пациентов показала, что ген или несколько генов могут быть задействованы в этом процессе. «Идея изучения этих генов с помощью специальной модели довольно перспективна, потому что никто никогда этого не делал, и ученым стало очень интересно подтвердить или опровергнуть эту теорию», — сказал Стивен Энгебретсон, профессор Нью-Йоркского стоматологического университета.

Не каждый пациент будет реагировать на один и тот же способ лечения. Определенные группы генов помогут определить, кому станет лучше, а кому — нет. Чтобы проверить профиль гена пациента, врачи используют небольшой кусочек ткани десны, который удаляется под местной анестезией и отправляется в лабораторию для анализа ДНК. С помощью специального генного чипа гены отделяются друг от друга, делая возможным сравнение набора хромосом у разных пациентов. Так врачи могут найти различия и объяснить, почему лечение помогает одному, а на второго пациента не действует.

Как считают стоматологи, новый способ поможет не только определить тех, кто потенциально подвержен болезни десен, но и разработать новые способы лечения; не исключается индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Но на пути этого открытия возникают серьезные проблемы. Например, стоматолог не сможет провести анализ прямо у себя в кабинете, для этого образец необходимо отправлять в лабораторию. К тому же, даже с помощью специального оборудования генетиков, может понадобиться довольно длительное время для выявления и сравнения генов. На сегодняшний день использовать новый метод диагностики не представляется возможным, но не исключено, что уже через 5-10 лет ваш стоматолог сможет сделать анализ генов, чтобы защитить вас от опасного заболевания десен, и разработать индивидуальный способ лечения. Совершенствование технологий не прекращается ни на минуту, вполне возможно, что многие другие сферы здравоохранения станут пользоваться генной инженерией в полном объеме, не только для диагностики, но и для лечения.

Доктор Джей Адлерсберг