22.06.2012 at 11:00 дп

Ученые обнаружили белок, необходимый для регенерации периферических нервов в полости рта

Исследователями из университета в Сент-Луисе, штат Вашингтон, были обнаружены белки, необходимые для восстановления поврежденных периферических нервов. Открытие, уже испытанное на мышах, имеет важное значение для улучшения регенерации после повреждения нерва в конечностях. Оно также открывает новые возможности для регенерации нервов в центральной нервной системе, что раньше было невозможно. Периферические нервы обеспечивают чувство осязания и управление мышцами рук и ног. В отличие от нервов центральной нервной системы, периферические нервы могут регенерировать после серьезных повреждений. Но механизмы, лежащие в основе регенерации, еще не до конца выявлены.

В новом исследовании ученые показали, что белок DLK регулирует нейроны нервной ткани, и запускает биологические программы на его восстановление. «DLK является ключевой молекулой связи процессов роста нервных клеток, и позволяет регенерировать их после повреждения», — говорит Аарон Диантонио, профессор биологии. Тела нервных клеток, в которых содержится ядро или «мозг» периферических нервов, находятся в спинном мозге. В начале развития, эти нервы посылают длинные, тонкие, ветвящиеся провода, называемые аксонами, по всему телу, до кончиков пальцев рук и ног. Как только аксоны достигают своих целей (мышц, например), они останавливают свой рост и остаются на месте, в основном, без изменений для жизнедеятельности организма. Но бывает так, что они повреждаются. Если аксон разрывается где-то между телом клетки в спинном мозге и мышцами, часть аксонов, которые больше не подключены к телу клетки, начинают разрушаться. Ранее исследования показали, что DLK помогает регулировать эту аксональную дегенерацию. И у червей и мух, DLK, как известно, регулирует формирование и рост аксонов в конусе — структуре, отвечающей за расширение верхушки растущего аксона после травмы или в процессе роста. Формирование и рост конуса является важной частью ранней, местной реакции нерва на полученные травмы. Но более поздний ответ, который распространяется на большие расстояния, оказывается жизненно важным для ретрансляции сигналов, активирующих гены, содействующих регенерации. Это запоздалая реакция может произойти через несколько часов или даже дней после травмы.

Диантонио и его коллеги обнаружили, что у мышей, в отличие от червей и мух, DLK не участвует в раннем ответе аксона на травмы. Даже без участия DLK, наблюдаются фазы роста конуса. Но отсутствие DLK означает, что тело нервной клетки, расположенной в спинном мозге, не получает сигнала о том, что нерв поврежден. Без данных сигналов, клетки тела не включает свою программу по регенерации нервной ткани. Кроме того, было установлено, что аксоны реагируют быстрее во время второй или последующей травмы, даже если предыдущая произошла много лет назад. Другими словами, повреждение нервов само по себе повышает способность аксонов к регенерации. А белок DLK сможет содействовать такому ускоренному росту. «Нейрон, который пережил предыдущую травму, теперь имеет другую восстановительную программу, чем тот, который никогда не был поврежден», говорит Шин. «Мы надеемся, что сможем определить отличия между этими двумя нейронами. В частности, какие факторы приводят к улучшенному восстановлению после второй травмы. Мы обнаружили, что активированные DLK являются одним из таких факторов». В дополнение к ускорению восстановления периферических нервов можно поэкспериментировать и с центральной нервной системой.

По материалам www.news-medical.net