03.06.2012 at 11:30 дп

Исследователи смогли определить механизм действия аллергии на лекарства

Неблагоприятные реакции на лекарства являются одним из основных аспектов лечения, которые могут нанести ущерб здоровью, сделать дорогостоящими или ограничить варианты лечения для пациентов, и приводят к разработке новых лекарств. Новаторский вывод исследователей из института аллергии и иммунологии Ла Хойя, может привести к созданию нового типа препаратов, которые позволят значительно улучшить безопасность приема лекарств, путем выявления рисков потенциально опасных генов, связанных с реакциями гиперчувствительности к компонентам препаратов у человека. Аллергические реакции на лекарства похожи на обычную аллергическую реакцию, при которой иммунная система реагирует на вещества как на инфекцию или вирус. Этот иммунный ответ вызывает симптомы, начиная от легких, таких как сыпь, и в том числе заканчивая тяжелым анафилактическим шоком, полиорганной недостаточностью и даже смертью.

Ученый Бьерн Питерс, из института Ла-Хойя, доктор философии, руководитель исследования, который впервые обнаружил конкретный механизм, который приводит образованию генов, связанных с повышенной чувствительностью к препарату абакавир. Это исследование имеет определенную применимость к изучению чувствительности лекарства в сочетании с другими препаратами. HLA — ген, который помогает иммунной системе определить, какие собственные клетки организма были инфицированы микроорганизмами, такими как вирусы и бактерии. У каждого человека может существовать в организме несколько различных типов HLA. В случае абакавира, препарата для лечения ВИЧ-инфекции, большинство людей, которые несут определенный вариант гена HLA, известного как HLA-B * 57:01, могут возникнуть серьезные, а в некоторых случаях, угрожающих жизни реакции гиперчувствительности.

«Многие реакции гиперчувствительности к лекарствам связаны с HLA, а это означает, что они будут происходить гораздо чаще у лиц, которые имеют определенные варианты гена HLA», — сказал доктор Питерс, добавив, что некоторые варианты генов, оказываются, чаще всего связаны с гиперчувствительностью к препаратам. «Нынешняя система клинических испытаний является очень мощной в выявлении побочных эффектов, которые возникают у многих людей. Тем не менее, гиперчувствительность, связанная с HLA была действительно большой проблемой, которая часто выявлялась только после того, как препарат был одобрен, и его приняли тысячи людей».

Доктор Питерс и его команда создали тесты, которые могут быть использованы для тестирования лекарственных соединений, чтобы определить конкретный вариант реакции на него HLA. «Мы не должны ждать, пока препарат используют повсеместно, и тысячи людей могут пострадать», — сказал он, пояснив, что такое тестирование может быть сделано на образцах крови человека. Предыдущие научные исследования показали сильную связь между реакциями гиперчувствительности к некоторым препаратам, и конкретные варианты гена HLA, который и приводил к таким реакциям. Тем не менее, механизм действия, ведущий к этой гиперчувствительности, ранее не был известен, и поэтому тестирование на его присутствие было практически невозможным.

Митчелл Кроненберг, доктор философии института Ла-Хойя, президент и главный научный сотрудник, сказал, что открытие имеет потенциал значительно повысить эффективность и безопасность процесса разработки лекарств. «Некоторые препараты не прошли тестирование из-за гиперчувствительности пациентов, которая выявилась при клинических испытаниях», — сказал он. «С помощью этого механизма для предварительного отбора, производители лекарств могут решить эту проблему до клинических испытаний на человеке».

По материалам news-medical.net